незалежний спостерігач

Громадськість – невід’ємна компонента національної стійкості


В Українському кризовому медіа-центрі відбувся Круглий стіл «Культура безпеки в умовах війни: як забезпечити стійкість суспільства та інституцій?». Головним завданням обговорення стало бажання допомогти українцям розібратися, як жити під час тривалої невизначеності
Детальніше

Дементій Бєлий,
редактор "Політичної Херсонщини",
політолог

Барабани радості або кілька слів про українське відродження

Я назавжди запам'ятав як на початку 90-х років на якусь херсонську філологічну конференцію прийшла із доповіддю талановита викладачка з української філології Херсонського державного університету Наталія Чухонцева з купою книжок. Й замість вступу почала ці ...
Детальніше
Політична Херсонщина » Суспільство » О наболевшем – пара слов о медреформе

О наболевшем – пара слов о медреформе

В рамках пресс-тура, организованного Украинским Кризисным медиа-центромна прошлый уик-энд, нам удалось пообщаться с Павлом Анатольевичем Ковтонюком, заместителем Министра охраны здоровья Украины. Учитывая прошедшую месяц назад презентацию реформы с директором Департамента здравоохранения Херсонской ОГА, вопросы для замминистра были более приземистые и касались определенных аспектов реформы. А именно: о финансировании, тарифах и ценообразовании, «фейковых сливах», трудностях выбора и перспективах реформы. 

О финансах

Само Министерство оценивает реформу как одну из важнейших составляющих процесса децентрализации в Украине. В ее реалиях старая модель функционирования медицинских учреждений в ОТГ очень и очень неэффективна. Медицинская реформа признана структурировать и адаптировать систему здравоохранения в нынешних условиях, оптимизируя как заведения с персоналом, так и систему финансирования. Что подразумевает под собой создание новых структур, таких как Национальная служба здоровья. Или «служба-прокладка», как заметил Павел Анатольевич, которая будет выполнять роль единого национального заказчика медицинских услуг. А именно – распоряжаться бюджетными средствами для покрытия расходной части по страхованию граждан, «деньги идут за пациентом». Почему не на базе Министерства? Во-первых, потому что Министерство не умеет этого делать. Во-вторых, на лицо конфликт интересов, ведь у Министерства есть n-ное количество собственных больниц. Так же будет исключена ненужная бюрократия в виде перетасовки из кармана в карман. На выходе получается организация-финансист, что не предоставляет услуги, а занимается исключительно вопросами финансирования на «гарантированный пакет услуг» и регуляцией. Сам же гарантированный пакет медицинской помощи формируется между государством и управлениями больниц, с жестким государственным регулированием цены на услуги в пакете. Замминистра пояснил на примере ЖКХ: если позволить конечным исполнителям в сфере ставить цену самостоятельно, то тариф будет расти. В отличии от ЖКХ, в сфере здравоохранения невозможно оказаться от перечня действий, предложенных врачом. Мы не можем выбрать список действий «за то плачу, за то не плачу», «к кардиологу пойду, к неврологу нет». Потому есть регуляция, и есть тариф на стандартизированные однотипные услуги однотипных больниц. Стоимость же этих услуг будет покрыта системой страхования полностью или частично. Если нужно доплатить, это будет официальная доплата за предоставленные пациенту услуги.

О свободе

Вторым по важности после финансов оказались вопросы о свободе выбора врачей и действий пациентов. Как заметили коллеги из Одессы – ничто не мешает пациентам хитрить, уклоняясь от семейных врачей, и сразу идти к целевым – «кардиологам, неврологам, на УЗИ». Причин тому несколько. Первая: развитие информационной грамотности и обилие информации медицинского толку в Интернете. Вторая: по престижу, специальность семейных врачей находится на самом низу, следовательно, туда поступают те, кому дорога закрыта наверх в медицинской иерархии. Павел Анатольевич не стал отрицать такой возможности, но и считать этот факт предвестниками заблаговременного фиаско реформы тоже не стал. С его слов, если семейный врач плохой, то он останется без клиентов, а значит и без заработка. Такому врачу стоит или повышать свой уровень квалификации или менять работу. Ведь его заработок зависит исключительно от количества его пациентов. По мнению замминистра, это явление отлично входит в концепцию реформы, путем такой нехитрой эволюции останутся только востребованные профессионалы с огромными окладами. В свою очередь огромные оклады повышают престиж специальности, а значит будут подогревать молодые умы абитуриентов на правильный выбор, делая отрасль более конкурентной.

Кроме неотложной помощи, выбор врача пациентом – свободен, и ограничен разве что транспортными расходами. Неотложная помощь будет работать по принципу «приоритет на спасение пациента», а значит доставить его в ближайшее отделение, где ему будет доставлена квалифицированная помощь. Со слов замминистра — это единственное ограничение в выборе места предоставляемых услуг. Вся концепция госпитальных округов и реформы в целом и предусматривает необходимость получения квалифицированной помощи в пределах часа езды. Когда жизнь пациента под угрозой, экипаж «скорой» не будет думать, где врач лучше, а где хуже, экипаж доставит туда, где ближе.

О шапкозакидательстве

Совсем недавно Facebook лихорадило от инфографики с сказочно-высокими ценами на медицинские услуги, в которых за «банальный» вывих предлагали выложить около сотни тысяч гривен. Данный казус не обошел стороной и нашу встречу. Ответ оказался не менее интригующим, чем сам повод. Министерство здравоохранения проводило и проводит пилотный проект с национальными институтами Украины. Суть проекта проста: оговаривалась цена за перечень услуг, один из которых и просочился в сеть, и институты их предоставляли. При одном условии – пациент не платит ничего. Абсолютно ничего. Оплата производится за счет государственного бюджета. Но как оно будет, сам Ковтонюк пожимает плечами, институты привыкли, что им платят в конвертах. А платят там немало. Является ли это попыткой оправдаться или нет, можно будет лицезреть в недалеком будущем. Но что мы с уверенностью можем утверждать – это не имеет никакого отношения к медреформе.

О перспективах

Замминистра честно признает, что реформа может оказаться провальной. Но если брать в сравнение с реформой образования, то у медиков на весах создание нового, педагогам же просто время от времени увеличивают их оклады. Ломка — это всегда тяжело, замечает Ковтонюк, и еще предстоит «повоевать» со стационарами больниц, пробиваясь через сплошное коррупционное дно.  Пока не начнем, не узнаем, и пусть отрасль лихорадит, давно пора.

Но где-то внутри просыпается скептик – «сколько жизней за время тряски будет загублено». Ему же вторит антикоррупционер: «и все это продажные медики».

А правда где-то посредине.

Артём Чайковский

Наше відео

Про нас

"Политическая Херсонщина" создана в июне 2000 года коллективом единомышленников, активистов Комитета избирателей Украины. За годы работы, наш сайт неоднократно менял дизайн, но главным в нем оставалось желание честно освещать общественные, политические и культурные события нашей области, отображая все точки зрения, которые присутствуют в нашем обществе.

Связаться с нами можно по адресу:
Херсон, Приднепровский спуск, 1, оф. 8,
телефоны (0552) 34-44-26, (066) 100 8191 
E-mail: polit.kherson@gmail.com

Редактор сайта Дементий Белый

розроблено - photografica