Пожалуй, самый ожидаемый спектакль ХІХ версии «Мельпомены Таврии» в девятнадцатый раз показанный Национальным театром им. Франко 19 мая в Херсоне был «Ричард ІІІ» Вильяма Шекспира.
Страшно подумать сколько раз обращались к истории тирана Ричарда ІІІ. Трактовку известного театрального режиссер Автандила Варсимашвили (художественного руководителя академического драматического театра имени Грибоедова в Тбилиси) сыграл звездный состав киевлян.
Вот только несколько имен:
Ричард III- народный артист Украины Бенюк Богдан;
Король Эдвард - народный артист Украины Мазур Василий
Георг, герцог Кларенс - народный артист Украины Ступка Остап;
Кардинал Борчер, Архиепископ Кентерберийский - народный артист Украины Шаварский Олег;
Герцог Бэкингем - народный артист Украины Богданович Алексей;
Граф Риверс - заслуженный артист Украины Шампиньон Александр;
Лорд Гастингс - народный артист Украины Стальчук Олег;
Лорд Стэнли - заслуженный артист Украины Рыбалевский Дмитрий;
Королева Елизавета - заслуженная артистка Украины Савченко Анжелика;
Королева Маргарита - заслуженная артистка Украины Корпан Наталья;
Леди Анна-заслуженная артистка Украины Шляхова Татьяна…
Еще одним героем трагедии было солнце. То солнце, которое украшало герб Йорков. Оно по ходу спектакля меняло свой цвет, превратившись в кровавый диск к концу спектакля.
Нарешті сонце Йорка обернуло
Звад наших зиму в літо світлодайне
І хмари, що над домом нашим висли,
Поховано в глибокім лоні моря.
Вінки звитяги нам чоло вінчають,
Пощерблена спокійно висить зброя,
Не грім війни - веселощі панують,
Не грубий марш, а музика чарівна.
Такими романтическими словами вступает Ричард ІІІ в роль. Но он не может веселиться и радоваться жизни, его гнетет природное уродство, за него он готов помститься всеми миру.
Тож, добре знаючи, що я коханцем
У дні солодкомовні ці не буду,-
Поклав собі негідником я стати
Й прокляв пусті забави наших днів.
С этих слов начинается хромая поступь лживого и коварного тирана к власти, опирающегося на кровавый меч. Ричард идет к власти от одного убийства к другому, ловко манипулируя человеческими слабостями. Когда нужно, его тонкий дрожащий голос лести, замаскированный словами любви, побуждает леди Анну простить ему убийства мужа и брата, и принять его предложение стать его женой, или поверить принцу Кларенсу в его братскую любовь. Все эти манипуляции артистами оформляются пластикой тел, которые точнее слов передают состояние героев. Дуэтом Ричард и Кларенс играют на воображаемых музыкальных инструментах, погружаясь в их совместное детство. А руки леди Анны и Ричарда сплетаются в экстазе любви и обмана. И слов не нужно, только чувства и музыка.
Но Ричард не исключение в своем моральном уродстве. Не он лично убивает, а искушая властью и деньгами, делает это чужими руками.
Его окружают такие же убийцы, на каких он равняется. Об этом мы узнаем из уст блаженной королевы Маргариты. Она проклинает всех и ее пророчества сбываются одно за одним.
Кроме символа кровавого солнца, которое висит, как злой рок над персонажами, в постановке Автандила Варсимашвили есть еще один многозначный символ, который, постоянно присутствует на сцене. Это помост, который служит еще и столом госсовета, и гробами. Этот символ читается, что власть замешана на смерти. Коллектив театра усмотрел в этом историческую параллель с современной Украиной. А в завершающем монологе Ричарда ІІІ Богдан Бенюк, на мой взгляд, вложил современный украинский военный контекст.
Згадайте, з ким ви матимете справу:
Це зграя волоцюг і дезертирів,
Намул бретонський, покидьки мерзенні,
Що переповнений їх виверг край,
Щоб гинули в пригодах одчайдушних.
Ваш мирний сон стривожили вони;
Ви мали землі і жінок прекрасних,-
їм треба землі взять, жінок зганьбити.
Думаю, что постановщик и актерский коллектив справились с задачей, которую ставили – препарировать власть и показать вероломную и хромую поступь, «алчущих» господства абсолютно лишенных совести, идущих к власти от одного убийства к другому.
«Закон нам - меч, і совість нам - кулак».
Богдану Бенюку удалось создать живой психологический образ вероломного убогого Ричарда ІІІ, а его звездные партнеры слаженно «сыграли короля».
Автор: Юрий Житняк.