незалежний спостерігач

Ібрагім Сулейманов: Ворог, апелюючи до статті про колабораціонізм, говорить кримчанам, що їм в Україну не треба тому що всі опиняться за ґратами

В гостях у "Політичної Херсонщини" відомий громадський діяч, медійник Ібрагім Сулейманов. Це вже четверта зустріч й вже перетворилася на добру традицію.  Й ми говоримо про Крим, Херсон і чим живе громада кримських татар в такі складні часи.

Детальніше

Дементій Бєлий,
редактор "Політичної Херсонщини",
політолог

Барабани радості або кілька слів про українське відродження

Я назавжди запам'ятав як на початку 90-х років на якусь херсонську філологічну конференцію прийшла із доповіддю талановита викладачка з української філології Херсонського державного університету Наталія Чухонцева з купою книжок. Й замість вступу почала ці ...
Детальніше
Політична Херсонщина » Культура » "Дневники Майдана" на херсонской сцене - рецензия

"Дневники Майдана" на херсонской сцене - рецензия

Наталья Ворожбит - украинский драматург, соорганизатор нескольких фестивалей докудрамы в Украине, один из родоначальников этого направления в нашей стране. Режиссер спектакля Андрей Май - херсонец, руководитель "Херсонского центра Мейерхольда". Сейчас работает в театре им. Ивана Франко.

Премьера спектакля "Дневники Майдана" состоялась в начале декабря 2014 года. Спектакль, созданный по документальной пьесе, в основу которой легли воспоминания участников Майдана, посвящен памяти Андрея Мовчана - осветителя театра, который был активистом Майдана и погиб от пули снайпера.

Если в Украине спектакль нигде не показывался, кроме Киева, где он включен в репертуар театра им. Франко и идет на малой сцене, то за пределами страны его представляли уже не единожды. В Лондоне, в Вильнюсе с литовскими актерами, в Берлине.

Спектакль, в котором задействованы семь актеров, строго выдержан в набирающем сейчас в Украине обороты жанре докудрамы. Начинается действо не с первых слов, произнесенных актерами на сцене, а тогда, когда не все зрители еще заняли свои места в зале. Один из актеров подходит с микрофоном к выбранным наугад людям из публики и спрашивает: "Вы были на Майдане? Что там делали?". Ответы, ретранслируемые динамиками,слышат все. Таким образом создается эффект вовлеченности зала, отсутствия "четвертой стены" между актерами и зрителями.

Стоит отметить, что докудрама (пьесы, состоящие из дословно переданных свидетельств участников или очевидцев каких-либо событий) - жанр, чрезвычайно сложный для актеров, требующий от них выкладываться по максимуму. В таких спектаклях обычно нет сценографических изысков, сведены к минимуму (а иногда и вообще отсутствуют) декорации и музыкальное оформление. То есть "спрятаться" актерам негде, спектакль держится только на них.

И в "Дневниках Майдана" на сцене, кроме актеров, находились только стулья и детская лошадка-качалка (наверное, как напоминание о том, что Наталья Ворожбит и Андрей Май записывали свидетельства очевидцев с декабря 2013-го года по февраль 2014-го в детском клубе "Дельфин"). Минимальным было и музыкальное оформление. Кстати, один из его элементов создал весь зал: когда актеры на сцене запели "Гимн Украины", с первых же слов его подхватили и зрители, вставшие со своих мест.

Медики, психологи, журналисты, преподаватели, студенты, домохозяйки, пенсионеры... Семь актеров перевоплощались в десятки совершенно разных людей с разным восприятием эпохальных событий, в которых им довелось участвовать. Они недоумевали, боялись, разочаровывались, вновь обретали веру, шли ради высокой цели на верную гибель... Они менялись.

- Для меня эта пьеса ценна именно историями о том, как меняются люди, - пояснил Андрей Май. - Я прекрасно понимаю, что наивно ждать перемен в стране в течение нескольких месяцев или даже, года. Но перемены к лучшему произойдут, если сначала будут меняться люди, их отношение к жизни, к себе, к Украине. И об этом очень тяжелом, но жизненно необходимом процессе - и пьеса, и спектакль.

"Дневники Майдана" в какой-то мере можно назвать рефлексией, но в то же время она - и разговор о трансформации нашего общества, которая продолжается по сей день.

В спектакле использовался такой прием (кстати, очень характерный для докудрамы): многие сцены начинались или продолжались в зрительном зале. Иногда это происходило внезапно для зрителей, вводя их если не в состояние шока, то ломая традиционное восприятия театрального действа. Можно сказать, возвращая к жизни. К жизни такой, какая она есть.

Источник: Вячеслав Гусаков "Шоковая рефлексотерапия" Вгору № 10, 5 марта 2015

Наше відео

Про нас

"Политическая Херсонщина" создана в июне 2000 года коллективом единомышленников, активистов Комитета избирателей Украины. За годы работы, наш сайт неоднократно менял дизайн, но главным в нем оставалось желание честно освещать общественные, политические и культурные события нашей области, отображая все точки зрения, которые присутствуют в нашем обществе.

Связаться с нами можно по адресу:
Херсон, Приднепровский спуск, 1, оф. 8,
телефоны (0552) 34-44-26, (066) 100 8191 
E-mail: polit.kherson@gmail.com

Редактор сайта Дементий Белый

розроблено - photografica