незалежний спостерігач

Громадськість – невід’ємна компонента національної стійкості


В Українському кризовому медіа-центрі відбувся Круглий стіл «Культура безпеки в умовах війни: як забезпечити стійкість суспільства та інституцій?». Головним завданням обговорення стало бажання допомогти українцям розібратися, як жити під час тривалої невизначеності
Детальніше

Дементій Бєлий,
редактор "Політичної Херсонщини",
політолог

Барабани радості або кілька слів про українське відродження

Я назавжди запам'ятав як на початку 90-х років на якусь херсонську філологічну конференцію прийшла із доповіддю талановита викладачка з української філології Херсонського державного університету Наталія Чухонцева з купою книжок. Й замість вступу почала ці ...
Детальніше
Політична Херсонщина » Культура » Театр весной: благо и истина

Театр весной: благо и истина

Галина Бахматова о Мельпомене Таврии. Статья 1.

Мельпомена-2019. XXI фестиваль. Опять весна на белом свете, конец мая  в моем городе: пошли в Театр.
Дождалась! Пришла – увидела – услышала. Прочувствовала – обдумала – высказала. Поговорили! После каждого спектакля есть с кем, и спасибо вам, мои друзья. Теперь вот пишу… Хотя хотелось бы на эту тему нарисовать картины, вылепить скульптуры, создать маленький архитектурный шедевр, написать музыкальный этюд и сыграть его на пианино, станцевать пластический балет -  где бы красками, контурами камня, жестом,  звуком музыки выразить невыразимое: полный улёт из театрального зала в просторы вселенной. 
Где можно поговорить с Создателем. Когда безотчетная, без-условная  и бесконечная радость бытия смывает следы всех трагедий  жизни. Куда влечет меня тот самый катарсис, ради которого и хожу в театр: просто созерцание, благая весть,  праздность, осознание и свобода. Естественное бесстрашие, сопереживание другому, переосмысление себя, очищение, просветление, озарение. Вечное Эврика как ощущение собственной неувядаемости  и неустанности жить. Только бы жить!

Ні, я жива, я буду вічно жити,
Бо в серці маю те, що не вмирає…

А это, конечно же, и есть  вечная любовь, которой не страшны времени угрозы. Ибо зачем еще Театр,  и все искусство, как не ради жажды жизни и победы над смертью?

А если я не прав, и лжет мой стих,
То нет любви. И нет стихов моих.

И вновь ощущаю всеми порывами своей вечной молодости  выстраданные дефиниции неистового Виссариона:  «Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений!.. Вы здесь живете не своею жизнию, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви...»

В театре, перед спектаклем, аура чего-то накануне, предчувствия и надежды, круговая порука добра и радости:  по одну сторону сцены - ожидание праздника, по другую - труд во имя праздника, который с первой же секунды представления на сцене соединяет воедино работу души, ума, чувств с наслаждением праздности и созерцания как зрителей, так и актеров.
Ко мне приехали 36 театров из 12 стран, покажут 38 спектаклей, из которых я увижу примерно 18.

Пропустила научную конференцию в первый день фестиваля о культурной дипломатии, но смогу высказаться на эту тему, ибо болит, разбавив политический термин  смежными понятиями культурного диалога в зеркале абсолютного сочувствия и утраченными иллюзиями мультикультурализма, обретающего  ныне второе дыхание и большие надежды только благодаря труду души в культурном поле взаимопонимания.

Ця  Мельпомена для мене розпочалась несподіваним фіналом читки  п’єси «Місячна бентежність» турецького драматурга Озен Юли, де лише Вона та Він, і ще поганський старий дід з розпусними діями  в її  страшних дитячих спогадах. Наразі Вона спочатку запитує подібних старців, чи вони щасливы, а потім вбиває. Така ось  пам’яті помста. Злочин за злочин, око за око? Але ж так неможна… Не таким шляхом треба йти. Переконання вже вкотре формує свідомість в театрі, під дахом,  і, сподіваюсь, майбутні вчинки відстороняться від помсти будь за що.

Побачила просто шикарну своєю насиченістю і багатством нестримної праці видавництва та центру театрального мистецтва у Києві мультимедійну презентацію антології сучасної української драми заради світобудівничій моделі діалогу та  конструкції театру як національного духовного середовища. Це велика збірка нових українських п’єс про Євро-Майдан 2013-2014 років, Революцію Гідності та про ту  гидотну гибридну війну. Звичайно ж, у світовому контексті та художньому просторі.  Всі однаково плакали. І Неда Неждана, і Олег Миколайчук, які про все це розповіли, і теж  написали свої п’єси про це – святе і страшне, подвиг і вбивство, велич і ницість. 
Про це напишу окрему статтю, бо неможливо скоротити.

У грін-зоні серед трав та квітів прослухала   з посмішкою читку п’єси вже давно знайомого бу-ба-біста (з його першого візиту на Авангардну конференцію в Херсоні  1990 року у складі літературної групи «Бу-Ба-Бу»)  Олександра Ірванця «Якось в Америці». Було весело. Трохи загадково-несподівано і  чудово!  Нажаль, не було обговорення…

И, наконец, о спектаклях, которые я увидела в первые три дня Мельпомены. Пока лишь краткие заметки, о каждом буду писать подробнее в следующих статьях.
В первый же день - грузинский театр, литовский режиссер, украинский драматург Иван Франко. И этим именем уже все было бы  сказано, если бы не гремучая смесь западноукраинского «Слава Їсу!» и печали украинских песен о несостоявшемся (Чому до мене вечор не вийшла?)  с неудержимым грузинским темпераментом и балтийской символикой модерна. Литовская нить стежками  сшивает украинский кожух с грузинской взрывной страстью. Самый классический бытовой реализм на сцене для меня органично сплетался с символическим театром, всего понемногу, и мне это не резало глаз, не мешало ощутить подлинную синергию трех театральных культурных условностей.

На  второй день фестиваля – два спектакля одного украинского  режиссера, молодого явно модерниста и эклектика Станислава Жиркова. На этот раз восточнославянская  синергия во всей красе  - тандем белорусского театра, русского драматурга (Вампилов – и этим все сказано!) и украинского экспериментатора-режиссера. Ах, как это было! Второй спектакль того же режиссера, плюс современного драматурга-концептуалиста и  новаторского Киевского театра «Золоті ворота» - так что тут получился эксперимент в кубе. И это здорово. Вся моя любовь к авангарду и модернизму ликовала: «Будет и на нашей улице Дафнис!»

На третий день я увидела перед собой сияющую девочку - Жанну Д’Арк, просто как живую (только руку протянуть!), настоящую и единственную среди всей ее свиты, которая играла в театр-представление, отстранение, открытое раздвоение каждого персонажа на героя и артиста (в отличие от главной героини, живущей на сцене в театре-перевоплощении). Впервые я увидела такое слияние двух абсолютно разных театральных техник – Станиславского и Брехта – в одном спектакле, и мне это понравилось. На то она и Жанна, чтобы всегда и во всем оставаться одной, единственной, не такой…

Тогда же увидела на маленькой сцене в театре-кафе Марину Цветаеву, снова как живую, как и Жанну за час до того, в ее диалоге «Поэме горы» - самой трагической поэме о любви в ХХ веке. Четыре  актера – два с голосом и пластикой, и два только с пластикой, без слов, но  все о том же, точнее – о ней же. «Памяти месть» показали  израильский  и молдавский театры:  «Мы друг для друга тени…»
Все эти дни живу и дышу театром. Можете ли вы не любить театра? – и снова к началу статьи.

На фото автор статьи Галина Бахматова некоторое время назад

Наше відео

Про нас

"Политическая Херсонщина" создана в июне 2000 года коллективом единомышленников, активистов Комитета избирателей Украины. За годы работы, наш сайт неоднократно менял дизайн, но главным в нем оставалось желание честно освещать общественные, политические и культурные события нашей области, отображая все точки зрения, которые присутствуют в нашем обществе.

Связаться с нами можно по адресу:
Херсон, Приднепровский спуск, 1, оф. 8,
телефоны (0552) 34-44-26, (066) 100 8191 
E-mail: polit.kherson@gmail.com

Редактор сайта Дементий Белый

розроблено - photografica