незалежний спостерігач

Ібрагім Сулейманов: Ворог, апелюючи до статті про колабораціонізм, говорить кримчанам, що їм в Україну не треба тому що всі опиняться за ґратами

В гостях у "Політичної Херсонщини" відомий громадський діяч, медійник Ібрагім Сулейманов. Це вже четверта зустріч й вже перетворилася на добру традицію.  Й ми говоримо про Крим, Херсон і чим живе громада кримських татар в такі складні часи.

Детальніше

Дементій Бєлий,
редактор "Політичної Херсонщини",
політолог

Барабани радості або кілька слів про українське відродження

Я назавжди запам'ятав як на початку 90-х років на якусь херсонську філологічну конференцію прийшла із доповіддю талановита викладачка з української філології Херсонського державного університету Наталія Чухонцева з купою книжок. Й замість вступу почала ці ...
Детальніше
Політична Херсонщина » Культура » Intro: «Лютый/Февраль» в Херсоне

Intro: «Лютый/Февраль» в Херсоне

Именно это задекларировал семь лет назад родившийся в Херсоне локальный фестиваль «Лютый/Февраль», посвященный памяти Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Жизнь великого режиссера была связана с городом (антреприза 1902-1903 года в херсонском театре), а основные даты его жизни, рождение и смерть, с февралем (родился 9 февраля, расстрелян 2-го). И все эти годы создатели фестиваля отрабатывали заявленное – сюда привозили только новое, актуальное, современное.

Историю фестиваля можно пересказать в двух предложениях. За это время в Херсоне побывали самые известные адепты новой драмы из Украины и не только. В городе появилась «могучая кучка» (тех, кто не знает, что означает этот термин, посылаю в Википедию) молодых драматургов, чьи пьесы уже ставятся или читаются в Украине и не только.

Inside: «Февраль. Достать чернил и плакать»…

В первый день февраля в Херсоне шел дождь. Промокшие зрители в маленьком зале Херсонского областного художественного музея им. Шовкуненко ждали, когда же, наконец, появится автор пьесы «Ичлом», заявленной в программе фестиваля. Драматург Евгений Марковский опаздывал. Всю ночь он дописывал свою пьесу, ну и… проспал. Но ему простили и это опоздание, и даже некоторую шероховатость в процессе читки, и изобилие виртуозной, но все-таки ненормативной лексики в тексте, потому что пьеса была хороша. И была она о смешном и страшном, о жизни в небольшом городе у реки, о том, как взрослеют люди.

В обсуждении, которое на фестивале традиционно проводится после каждого спектакля, публика яростно дискутировала на тему литературных аналогий – звучали имена Ивана Тургенева ( из-за больших лирических отступлений с описанием природы), Рея Бредбери (сравнивали с «Вином из одуванчиков») и Габриеля Гарсиа Маркеса (тема семьи, как опоры мира). Автор краснел и раскланивался, а потом на «бис» прочитал еще одну сцену из своей неоконченной пьесы. Пообещал закончить пьесу к 28 февраля и выставить ее на суд требовательной херсонской театральной публики.

Мини-пьеса «Не щади!» херсонского автора Натальи Блок вызвала не менее бурную реакцию – зрители, действительно не щадили начинающего литератора. Разнесли в пух и прах и саму читку, и текст, и песню (сочинила и спела Жанна Джа), которая прозвучала в финале. То есть песня была как раз хороша, но не в тему. Сочинитель расстроился и заявил, что петь больше не будет. Его утешали. Автору же было дано много советов, как трансформировать текст в нечто достойное. Например, предлагали переформатировать драматургический материал в либретто и сделать оперу. И только драматург Дэн Гуменный (Киев), пытаясь пробиться сквозь глухое непонимание публики, выкрикивал, что это актуальная вещь и очень современная.

Автор статьи не дает оценки происходящему, ибо находился внутри ситуации, (читал одного из героев пьесы «Ичлом») и больше всего был озабочен орфоэпией (в Википедию!) в своем монологе.

Outside: «Писать о феврале навзрыд»…

Перепрыгивая через лужи и преодолевая сопротивление ветра, любители новой драмы добежали до клуба «Эго», где в 16:00 им был предложен storytelling «Гайдамаки» (автор идеи – Т.Г. Шевченко) киевской театральной группы «Три дуба».

В Википедии пока нет статьи о том, что же такое storytelling, поэтому предлагаю любопытному читателю следующее определение – это пересказ мифов, сказок, литературных произведений. Три актера сыграли с херсонской публикой в интерактивную игру «Гайдамаки», напомнив нам, о чем эта поэма и дав каждому из присутствующих на короткое время побыть ее героем.

Содержание известного литературного произведения постановщики спектакля актуализировали, все, о чем рассказывалось и показывалось, было плотно прошито реалиями нашего бытия. Включенность в спектакль была настолько полной, а актеры играли так талантливо, что казалось, – это гармоничная импровизация. Но нет – это был тщательно продуманный, отрепетированный и сыгранный спектакль, который с успехом шел в Киеве, а вот теперь добрался и до Херсона.

Спорили о спектакле много, до хрипа и взаимных обвинений. Позволю себе высказать личное мнение. Это было очень мощно, а в некоторые минуты страшно. И зрители, давно забывшие эту поэму из школьной программы или вовсе не читавшие ее, вдруг узнали, что гайдамаки, это вовсе не добрые дядьки, танцующие гопак. Что были в нашей истории воины, которые лавиной сметали на своем пути всех, и текли реки крови, и было очень много смерти. Как и сейчас. Тексты нашего Кобзаря, оказывается, абсолютно современны. И мы увидели, наконец, Тараса Григорьевича не канонизированного, и оттого невероятно скучного, а живого.

Потом зрителям показали мультимедийный документальный спектакль «Границы и расстояния». В его создании принимали участие театр «Post» (Санкт-Петербург), фестиваль «Документ» (Киев), театр.DOC (Москва), Хельгарда Хауга и Римини Протоколл (Берлин).

А после него самые стойкие театралы отправились в недавно открытую галерею «Соуса», где их ожидал «аТО» – некий свидетельский проект: первая встреча. Режиссёром этого свидетельского проекта, как заявили организаторы фестиваля была «политическая ситуация страны».

Forever: «Чрез благовест, чрез клик колес»…

Но фестиваль на этом не закончился. Сегодня почтили память Всеволода Мейерхольда у мемориальной доски в доме, где он жил и состоялась панельная дискуссия «Украинская Новая драма. И что? И кто? И зачем? И кому это нужно?» В ней приняли участие: драматурги Ден Гуменный (Киев), Евгений Марковский (Херсон), Алексей Доричевский (Киев); Игорь Белиц – руководитель Арт-Центра (Киев), театральный блогер Кристина Хоменко (Киев) и режиссёр Андрей Май.

Через неделю, 9 февраля, состоится праздничный перфоменс по случаю Дня Рождения Казимира Теодора Мейергольда (Всеволода Эмильевича Мейерхольда). Для участия в перфоменсе нужно прийти к дому Скарлатто в 11:00 с хрустальным бокалом и томиком пьес Антона Чехова.

А 28 февраля организаторы фестиваля обещают программу полную сюрпризов. Она пока уточняется и дополняется. Ждем!

Автор: Ксения Келеберда

Источник: информационно-аналитическое издание Херсона и Херсонской области газета ПостФактум

Наше відео

Про нас

"Политическая Херсонщина" создана в июне 2000 года коллективом единомышленников, активистов Комитета избирателей Украины. За годы работы, наш сайт неоднократно менял дизайн, но главным в нем оставалось желание честно освещать общественные, политические и культурные события нашей области, отображая все точки зрения, которые присутствуют в нашем обществе.

Связаться с нами можно по адресу:
Херсон, Приднепровский спуск, 1, оф. 8,
телефоны (0552) 34-44-26, (066) 100 8191 
E-mail: polit.kherson@gmail.com

Редактор сайта Дементий Белый

розроблено - photografica